Психические явления

Психические процессы – это процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях: ощущениях, восприятии, памяти, воображении, мышлении. Они проявляется в речи человека. Ощущение – это элементарный психический процесс, представляющий собой субъективное отражение живым существом в виде психических явлений простейших свойств окружающего мира. Восприятие – это процесс приема и переработки информации, поступающей через органы чувств, которых всего пять. Внимание – состояние психической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте, процессе, действии. Память – это процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации. Воображение – способность представлять отсутствующий объект, удерживать его в сознании; является основой творчества. Мышление – психический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач; бывает логическим и образным, рациональным и иррациональным, расширенным или суженным. Речь – система звуковых сигналов для представления, переработки, хранения и передачи информации; является процессом, проявляющим образ мышления человека.

СОДЕРЖАНИЕ

Психические образования – это лабильные (подвижные, изменчивые) психические явления, формирующиеся в ходе научения и определяющие качество профессиональной и любой другой деятельности человека. По сути, это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного опыта. В их структуру входят знания, навыки и умения, а также привычки и убеждения. Знания – это совокупность усвоенных сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности. Они представляют собой преимущественно логическую информацию, зафиксированную в сознании (памяти) человека или хранящуюся в материализованной форме (в его записях, книгах, на электронных носителях и др.). Навык – сформированное, автоматически осуществляемое движение, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий. В процессе его формирования выделяются три основных этапа: аналитический (вычленение и отбор отдельных элементов действия), синтетический (объединение отдельных элементов в одном действии) и автоматизации (многократного повторения действия в целях придания ему необходимых скорости и качества, а также снятия напряжения сознания). Умение – способность человека выполнять определенные действия с хорошим качеством. Вотличие от навыка, умение представляет собой комплексное психическое образование, позволяющее выполнять многосложные действия под особым контролем сознания. В этом случае сознание не сопровождает (контролирует и оценивает), а предваряет (планирует) выполнение предстоящего того или иного действия. Привычка сложившийся способ поведения человека, осуществление которого в определенной ситуации приобрел для него силу потребности. Ее основу составляет система знаний, реализуемая в навыках и умениях выполнения соответствующего действия. Однако, в отличие от навыка в его чистом виде, решающим моментом формирования привычки оказывается не столько ее последующее оформление в умении, сколько образование на основе имеющегося знания новой функциональной потребности в ее реализации (например, привычка мыть руки перед едой). Система сформированных человеком привычек во многом предопределяются его убеждениями, которые рассматриваются как осмысленные знания человека, органически слившиеся с его чувствами и обретшие для него личностный смысл.

Психические свойства

Психические свойства – это индивидуальные психические особенности личности человека, определяющие его непохожесть на других. К ним относятся темперамент, характер, способности, потребности, желания. Темперамент – это характеристика процессов поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости и интенсивности. Характер – это совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства. Способности – это индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений, навыков. Потребность – это состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для их нормального существования. Желание – это состояние потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения.

Психические состояния

Психические состояния характеризуют временную динамику протекания всех видов деятельности человека, а также определяют их качественные характеристики. К ним относятся адаптация, переутомление, монотония, аффекты, стрессы, апатия, депрессия и др. Апатия – это состояние эмоционального равнодушия, безразличия. Аффект – это кратковременное состояние сильного нервного возбуждения. Адаптация – это приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов в целях предохранения рецепторов от излишней перегрузки. Депрессия – это состояние душевного расстройства, подавленности. Стресс – состояние душевного и поведенческого расстройства. Монотония – функциональное состояние человека, возникающее при однообразной работе, характеризуется снижением тонуса и восприимчивости, ослаблением сознательного контроля, ухудшением внимания и памяти, скукой и потерей интереса к работе. Переутомление – это патологическое состояние организма, которое развивается под действием длительного утомления, при этом проявляется дисбаланс процессов возбуждения и торможения нейронов головного мозга из-за недостаточного и неполноценного периодов отдыха, которые не приводят к восстановлению работоспособности и резервов организма.

Объединить все ваши психические явления и приобрести новые навыки управления своей эмоциональностью вам поможет приведённый ниже набор практик под общим названием «Копилка Энергии». Это разные методики ведения дневниковых записей, гармонизирующих настроение, развивающих позитивное мышление, оптимизм и доброжелательность. С помощью этих практик вы также сможете повышать вашу личную эффективность и уверенность в себе. Естественно, нужно копить только позитивную энергию. А негативную – трансформировать. Копилка позитивной энергии – это несколько тематических дневников (тетрадей) под разные задачи. 
 

В вашей копилке позитивной энергии могут быть не только записи в тетради. Это может быть и «Солнечный фотожурнал», где вы подбираете фото, на которых только самые смеющиеся и радостные ваши изображения. Ни одной серьезной фотографии, только с «улыбками до ушей». Вы можете создать фонотеку под названием «Мелодии счастья», которые будут содержать детские веселые песенки, радостные ритмы. Это не медитативная серия и не классика. Это то, что вас будет бодрить и чему вы захотите подпевать. Счастливый человек – поет от счастья. Еще один набор для корректировки эмоций – это подобранные ароматы. Это нужно делать деликатно и индивидуально. Например, вы создаете коллекцию ароматов «Запахи счастья» для себя и, как только чувствуете, что настроение ухудшается, тут же используете что-то из «Копилки энергии». Вы же помните, что эмоции – это энергия и их нужно направлять в правильное русло, применяя разные методики.

Для того чтобы человек мог проявлять все движения своей Души, а именно пользоваться психическими явлениями, у него должна быть хорошо развита аффективная (эмоционально-волевая) сфера. Для процессов самопознания и развития важно понимать разницу между эмоциями и высшими чувствами, знать и использовать практики трансформации и развития эмоциональной сферы. 

Эмоции

Эмоции – это переживания, которые всегда связаны с удовлетворением или неудовлетворением потребностей и желаний человека. Высшие чувства отличаются у многих людей наличием осознанности и всегда связаны с духовной составляющей человека и его индивидуальностью. Условно можно считать, что базовые эмоции связаны с базовыми потребностями, а чувства – с высшими потребностями человека. Но это очень условное деления, поскольку ученые до сих пор не определились с единой классификацией, которая могла бы полностью охватить понимание строения эмоциональной сферы человека. Однако для того, чтобы можно было от чего-то отталкиваться в изучении эмоций, предлагаю схему из книги «Энергия эмоций» (Бойко В.В.) с некоторыми авторскими доработками.

Компоненты эмоциональной сферы человека

1. Эмоциональный тон ощущений (желания) – непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия и побуждающие человека к их сохранению или устранению. Как правило, возникают в теле и позволяют оценить степень эмоциональной вовлеченности в процесс.

2. Отдельные так называемые ситуативные эмоции (интерес, опасность, беспокойство), являющиеся субъективной формой выражения степени удовлетворения той или иной потребности, содержащей оценочное отношение к отдельным условиям, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности, конкретным достижениям в ней, к сложившимся или возможным ситуациям и перспективам удовлетворения потребностей.

3. Эмоциональные состояния, которые определяются сроком течения во времени и интенсивностью проживания:

  • Общий эмоциональный фон – так называемые настроения (имеют длительное течение).
  • Реакции на экстремальные условия, когда человек не справляется с возникшей ситуацией – аффекты (краткосрочные – до 5 минут). Это примитивные реакции организма, которые протекают, минуя контроль и морально-этические нормы личности; возникают внезапно и протекают очень быстро; по своему содержанию являются сильным перевозбуждением.
  • Реакции на длительные повышенные нагрузки, требующие мобилизации всех сил, – стрессы. Это неспецифическое психофизиологическое проявление адаптационной активности человека в экстремальных условиях. Во время стресса включаются защитные силы организма.

4. Абсолютно доминирующие устойчивые чувства (страсти). Характеризуются быстротечностью и силой нервно-психических импульсов. Они связанны с быстрыми изменениями гормонального фона человека. Это стрессы для организма, даже если они позитивные. Стрессы воспринимаются организмом как негативные переживания. «Негативус» в переводе с латыни означает «отрицаю, не понимаю, отклоняю», а это значит, что негативные эмоции и чувства человек отрицает или пытается вытеснить с помощью психологических механизмов защиты (отрицание, вытеснение, рационализация и др.). И делает это часто со страстью: быстро и сильно. Затем забывает об этом как о болезненном материале.

5. Высший уровень развития эмоций – устойчивые чувства к объектам (материальным или духовным), относящимся к высшим потребностям, по пирамиде Маслоу. Высшие чувства человека управляются сознанием и являются проявлением его добродетелей. Это доброта, сострадание, уважение, принятие, смирение, вера.

6. Эмоциональность – т.е. содержание, качество и динамика проявления его эмоций и чувств. Эмоции как энергия, их направление и модальность зависят от установок, воспитания, стереотипов, направленности мышления человека. Эмоциональность – это синоним энергичности человека.

7. Эмоциональный опыт человека – закрепившиеся способы реагирования, система иерархии эмоций и чувств. Переутомление возникает в процессе психической деятельности, когда человек длительное время переживает стрессовое физическое и психическое напряжение. Влияет на трудоспособность прямо пропорционально нарастанию силы переутомления. Монотония реакция организма возникает при длительной однообразной деятельности и характеризуется появлением скуки, потерей интереса, снижением уровня внимания и приступами сонливости. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия на человека профессиональных стрессов. Харизма – это также определенная форма реагирования на внешнюю среду и взаимодействие с ней, в том числе и посредством эмоций. 

Из книги Татьяны Дугельной “РАДУГА ОТКРЫТОГО СЕРДЦА. Духовные практики управления эмоциями”

Понравилась статья? Поделитесь ею, пожалуйста, с другими или напишите свой отзыв ниже.

Добавить комментарий

Підписатися
Сповістити про
guest
0 коментарів
Старіші
Новіші Найпопулярніші
Вбудовані Відгуки
Переглянути всі коментарі