Парамита терпения означает, что мы реагируем на ситуации без недовольства, раздражения или страха. В буддийской традиции говорится о трех видах терпения:
- терпение перед лицом угроз или вреда от других,
- терпение по отношению к затруднениям в духовной практике,
- терпение перед лицом дхарм, которые нельзя осуществить.
Первый тип мы практикуем во взаимоотношениях с другими. Люди могут обижать и обижаться, клеветать на нас, унижать и причинять нам вред. Бодхисаттва не пытается возвращать назад угрозы или оскорбления, отвечать импульсивно или раздраженно. Он предотвращает дальнейшую агрессию, просто позволяя энергии другого человека уменьшаться, и желает ему как можно скорее освободиться от мешающих эмоций.
Второй тип относится к затруднениям в духовной практике. Часто случается, что у нас недостаточно времени или сил, чтобы изучать или практиковать Дхарму так, как мы хотели бы. Многие чувствуют опустошение от неспособности быть рядом со своим учителем. Кроме того, благодаря практике карма созревает быстрее, и жизнь может внезапно стать более болезненной и трудной, чем раньше. Наша практика может послужить причиной для насмешек со стороны окружающих, или, наоборот, поводом для того, чтобы использовать нас в эгоистических целях. Терпение — это осознанное принятие происходящего: мы знаем, что таков путь, позволяем ситуациям случаться, и отпускаем их.
Третий тип терпения относится к пониманию истинной природы вещей. Последователи Махаяны знают, что никакое явление или ситуация не являются истинными и закрепленными. Бодхисаттва никогда не выносит окончательные заключения о чем-либо, потому что всегда остается нечто неосязаемое, непостижимое и пустое в том, что он переживает. Иначе говоря, вещи не таковы, какими они нам кажутся, или какими мы хотим их видеть. Ничто и никогда не совпадает с нашими ожиданиями. “Дхармы, которые нельзя осуществить” — это действительность, которую невозможно закрепить, заморозить, сделать постоянной и неизменной. “Мы всегда ждем поезд, который никогда не придет. А на платформе станции оказывается не поезд, а страус. И этот страус пробуждает нас для осознания того факта, что платформа станции была всего лишь нашей мечтой и что мы на самом деле находимся где-то посредине дикой местности. И все же это место также не является в точности дикой местностью. Когда вещь является столь явно не тем, что мы хотим, ожидаем или думаем, это может вызвать большое раздражение, нетерпение и гнев. Вместо этого, как Бодхисаттвы, знаем, что природа действительности никогда не соответствует нашим концепциям о ней, и это позволяет нам оставаться в терпении, без условий или ограничений”. (Р. Рэй, «Нерушимые истины»).
Бодхисатва безоговорочно доверяет происходящему, и именно благодаря этому может практиковать терпение. Это доверие не основано на предыдущем опыте, и поэтому носит абсолютный характер. Бодхисаттва видит раскрывающуюся карму ситуаций, знает, что все является правильным, подходит ему и выражает порядок вещей. Бодхисаттва терпелив, так как знает, что, только позволяя ситуациям проявляться и созревать, можно развить понимание, мягкость, доброту.
Практика терпения — это жизнь без надежд и опасений. Это жизнь в настоящем, без ограничивающих идей и жестких концепций. Поскольку Бодхисаттва лишен ожиданий, на любые обстоятельства он реагирует без раздражения или нетерпения. Он не страшится новых ситуаций, и ничто не может удивить, шокировать или обеспокоить Бодхисаттву, так как он знает о пространстве между ситуацией и им самим, и все происходит именно в этом пространстве. Терпение означает, что мы построили гармоничные отношения с миром и ни с чем не боремся.