Е.П.Блаватская об Учителях и Учениках

Блаватская-Карма-Судьбы
[…] Чела – это тот, кто предложил себя в качестве ученика, чтобы на практике изучить "тайные мистерии природы и психические силы, дремлющие в человеке".
 
Духовный учитель, которому он предлагает свою кандидатуру, в Индии называется гуру – это всегда адепт оккультной науки. Человек глубокого экзотерического и эзотерического знания, и прежде всего последнего; тот, ктоподчинил свою телесную природу воле; тот, кто развил в себе самом две силы, одну для управления природными явлениями, и вторую для исследования тайн природы с помощью способностей своего существа, пребывавших ранее в скрытом состоянии, а теперь ставших активными. Таким должен быть истинный гуру.
 
Адепт – ученик, достигший определенной степени посвящения. Ни один истинный адепт ни под каким видом и никогда не раскроет себя в этом качестве перед непосвященным. Он никогда не позволит себе говорить пренебрежительно с людьми, которые может статься, ничуть не глупее его самого, а во многих случаях и значительно превосходят его в мудрости. […] Если бы даже теософы действительно были такими несчастными заблудшими созданиями […] то и тогда истинный адепт не стал бы их высмеивать, а попытался бы им помочь.
 
Никогда не было ни одного истинного посвященного, который не знал бы о тайных братствах Востока. Тот, кто разлогольствует о своем оккультном знании и рассказывает, как он применяет свои силы во имя какого-то определенного пророка, божества или аватара, является в лучшем случае всего лишь сектантским мистиком. Он не может быть адептом в том смысле, как это понимается на Востоке, т.е. Махатмой, поскольку его суждение всегда будет сильно зависеть от тех предубеждений, которые он получил вместе со своей догматической религией.
 
Предложить себя в качестве кандидата в челы достаточно легко, но превратиться в адепта – это наиболее трудная из задач, когда-либо выполняемых человеком. […] Прирожденный адепт – это нечто практически невозможное. Даже если мы слышим о ком-то, имеющем экстраординарные внутренние способности […], все же даже такой человек должен проходить через те же самые тесты и испытания и совершать ту же самую самотренировку, что и любой, менее талантливый человек, стремящийся к тому же. В этом смысле совершенно справедливо, что не существует королевской дороги, по которой могли бы путешествовать люди, особо выделенные и обласканные судьбой.
[…] чела должен обладать следующими качествами:
 
  1. Совершенным физическим здоровьем;
  2. Абсолютной нравственной и физической чистотой;
  3. Неэгоистичностью своих целей; всеобщим милосердием; состраданием ко всем одушевленным существам;
  4. Правдивостью и непреклонной верой в закон кармы, верой, не зависящей от какой-либо силы, которая могла бы на него повлиять: закон, действию которого не может помешать никакая иная сила, и который не может быть изменен молитвой или какой-нибудь экзотерической церемонией
  5. Смелость, бесстрашная в любой опасной ситуации, даже под угрозой смерти;
  6. Интуитивное восприятие любого существа как проявление Аволокитешвары или Божественного Атмана (Духа);
  7. Спокойная незаинтересованность, но в то же время весьма высокая оценка всего, что составляет наш объективный и преходящий мир, в его отношениях к невидимым областям.
 
[…] За единственным исключением первого пункта […] все остальные должны были выполняться неукоснительно, и все они, в большей или меньшей степени, должны были быть развиты во внутренней природе челы БЕЗ ЧЬЕЙ-ЛИБО ПОСТОРОННЕЙ ПОМОЩИ, прежде чем он действительно мог быть подвергнут испытаниям.
 
Когда самосовершенствующийся аскет… достигал какого-то успеха в соответствии со своими способностями, она становился хозяином своих
 
  1. шарира – тела;
  2. индрия – чувств;
  3. доша – недостатков;
  4. дукха – страданий.
 
он готов стать единым со своим манасом – разумом, буддхи – интеллектом, или духовным разумом, и атмой – высочайшей душой, т.е. духом. Когда он становится готов для этого, и к тому, что бы увидеть […], тогда он, в соответствии с с освященными временем правилами, может быть взят одним из посвященных […].
 
[…] Многие члены Общества, на практике убедившись в справедливости вышеизложенного, и справедливо полагая, что если кто-то ранее достиг цели, то и они, будучи внутренне готовыми к этому, тоже могут достичь ее, следуя тем же самым путем, начали настаивать на и принятии в качестве кандидатов. И поскольку отказать им […] означало бы вмешательство в действия кармы […] – это было дано им. Результаты были весьма далеки от того, чтобы быть обнадеживающими и данная статья предназначена как раз для того, чтобы показать этим несчастным причину их неудачи, а так же предостеречь других от того, что бы они опрометчиво выбрали себе подобную судьбу.
 
Предполагаемые кандидаты, хотя их заранее открыто предостерегали против этого, ошибочно начинали смотреть в будущее с точки зрения собственного эгоизма, утрачивая при этом чувство прошлого. Они забыли, что ничего не сделали, для того чтобы заслужить редкую честь быть избранными; ничего, что оправдывало бы ожидания такой привилегии; что они не могли похвастаться ни одним из вышеперечисленных достоинств. Как люди эгоистического, чувственного мира […] они принадлежали к той школе, которая была предназначена скорее для поглощения их животной природой, и в гораздо меньшей степени – для развития их духовных способностей.
 
И все же каждый из них и все они имели достаточно тщеславия, чтобы предполагать, что специально для них может быть сделано исключение из закона, существующего множество веков. […] Все ожидали, что их научат тайным вещам, им будут даны сверхъестественные силы потому, что они просто присоединились […] Некоторые искренне решили внести улучшение в собственную жизнь и отказаться от своего неправильного пути; мы должны, во всяком случае, проявить к ним справедливость.
 
[…] Все иные благородные и бескорыстные пункты нашей программы игнорировались – долг человека по отношению к своему соседу, к своей стране, его обязанность помогать, просвещать, поощрять и поднимать тех, кто слабее и менее благополучен, чем он; все эти цели были попраны в их безумном стремлении стать адептами. Призыв к феномену, феномену, феномену без конца звучал повсюду, и основателям мешали в их действительной работе, безрассудно приставая к ним с просьбами вступиться за них перед махатмами […]
 
Присоединение к Обществу – это введение; все остальное полностью зависит от самого члена и ему не следует никогда надеяться на некое особое благоволение […] Надеяться можно лишь на то, что получено посредством личных достижений.

МИРСКОЕ УЧЕНИЧЕСТВО НЕ ДАЕТ НИКОМУ НИКАКИХ ПРИВИЛЕГИЙ, КРОМЕ ПРИВИЛЕГИИ РАБОТАТЬ РАДИ ТОГО, ЧТОБЫ СТАТЬ ДОСТОЙНЫМ, ПОД РУКОВОДСТВОМ СВОЕГО УЧИТЕЛЯ. Будет ли ученик видеть своего учителя, или не будет, не имеет никакого значения для результата: его добрые мысли, слова и дела принесут свои плоды, а злые – свои. Хвастаться мирским ученичеством или выставлять его напоказ, – это вернейший способ ослабить вязь с гуру, свести ее просто к пустому названию, поскольку это будет первейшее доказательство бесполезности и непригодности такого человека для дальнейшего прогресса[…]

Если он согласен идти вместе со своими соседями и быть почти такими же, как они […] то никто не обратит на него никакого внимания. Но пусть будет известно, что он способен обнаружить пустоту общественной жизни, ее лицемерий, эгоизм, плотские интересы, алчность и другие скверные качества, и что он решил поднять самого себя на более высокий уровень, – сразу же он будет подвергнут ненависти, и все плохое, фанатичное, тлетворное пошлет против него мощный поток энергии. Если он силен внутренне, то он стряхнет все это с себя. […] Но если чела имеет хотя бы один скрытый недостаток, в этой нравственной битве он должен сделать все, что может, то есть должен вынести его на яркий свет. Налет условностей […] должен быть полностью снят, и внутренняя сущность, без малейших покровов, скрывающих ее истинную природу, должна быть выставлена на показ[…] Зло принимает свой наиболее соблазнительный вид, и заманчивые страсти пытаются завлечь неопытного ищущего в пучину […] унижения[…] В данном случае происходит борьба между волей челы и его плотской природы, и карма препятствует тому, что бы какой-либо ангел или гуру вмешивался бы, пока результат не определен.
 
Один махатма дал […] такое определение ученичества: это “психический растворитель, который уничтожает весь шлак и оставляет одно лишь чистое золото”. И если кандидат имеет скрытое влечение к деньгам, или политической софистике, или к материалистическому скептицизму, или пустому хвастовству, ко лжи, грубости, к плотским удовольствиям всякого рода, – можно быть уверенным, что эти зерна прорастут: то же, с другой стороны, относится и к благородным свойствам человеческой природы. Проявляется истинный человек. Поэтому, не является ли верхом безумия, если кто-то оставляет […] путь общепринятой жизни и хочет карабкаться на скалы ученичества, не обладая чувством уверенности в том, что его внутренне содержание соответствует данному выбору […]
 
Для некоторых из наших мирских чел было бы лучше, если бы они подумали дважды, прежде чем стремиться к испытаниям.
 
Одному пришло в голову что-то плохое, он отрекся от благородных чувств […] и стал последователем религии, которую он только что презирал. […] Другой стал банкротом и скрылся с деньгами своих сослуживцев. […] Третий отказался сам от великой распущенности, и признался в этом […] гуру […]. Четвертый попался в ловушку. […] Пятый обнаружил признаки умопомрачения. […] А шестой застрелил самого себя, что бы избежать последствий уголовного преступления. […] Мы может продолжать и дальше. Все они, по видимому, были искренними искателями правды и считались в мире достойными людьми. С внешней стороны […] они вполне могли быть признаны кандидатами в ученичество […] Но мирской налет был столь толстым, что скрывал отсутствие под ним истинного золота, и когда “растворитель” делал свое дело, то кандидат в каждом случае обнаруживал лишь позолоченную внешность морального шлака, от поверхности до самой сердцевины.

Из книги Е.П. Блаватской “Карма Судьбы”

Понравилась статья? Поделитесь ею, пожалуйста, с другими или напишите свой отзыв ниже.

Добавить комментарий

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии