Функции эмоций

Оценка психического состояния

Биологическое значение эмоций трудно переоценить. Именно благодаря определенным эмоциональным переживаниям мы можем быстро оценить свое внутреннее состояние, возникшую потребность, возможности ее удовлетворения. Например, истинную потребность в еде мы оцениваем посредством соответствующего эмоционального ощущения – голода. И когда голод утолен, мы ощущаем удовлетворение от сытости.

СОДЕРЖАНИЕ

Эмоции всегда субъективны. Они прежде всего выполняют функцию отражения субъективного отношения человека к окружающему миру и к себе самому. Таким образом, эмоции как особый психический процесс представляют собой оценивание поступающей в мозг информации. Главная функция эмоций – оценка действительности согласно особым эталонам. Во всех случаях, когда происходит какое-то событие, имеющее значение для человека, наблюдается дополнительный эмоциональный фон: нарастание возбудимости, скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов или, напротив, их уменьшение.
 
Существуют несколько функций эмоций: отражательная (оценочная), побуждающая, подкрепляющая, переключательная, коммуникативная и мобилизирующая.

Отражательная функция эмоций

Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организм и тем самым осуществляют почти мгновенную интеграцию, обобщение всех видов деятельности, которые им выполняются, что позволяет прежде всего определить полезность и вредность воздействующих на него факторов и реагировать прежде, чем будет определена локализация вредного воздействия. Примером может служить поведение человека, получившего травму конечности. Ориентируясь на боль, человек немедленно находит такое ее положение, которое уменьшает болевые ощущения. Эмоциональные оценочные способности человека формируются не только на основе опыта его индивидуальных переживаний, но и в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, в частности через восприятие произведений искусства, средства массовой информации. 

Побуждающая функция эмоций

Побуждающая функция эмоций непосредственно связана с оценочной и определяет способность эмоций выявлять зону поиска, где будет найдено решение задачи, удовлетворение потребности. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и отношение к нему, что и побуждает человека к действию. Кроме того, эмоции выполняют функцию мотивации, выступая дополнительным мотивирующим фактором: стремлением избежать событий, порождающих негативные эмоции, и включиться в события, приводящие к позитивным переживаниям. 

Подкрепляющая функция эмоций

Подкрепляющая функция эмоций – это самое непосредственное их участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Подкрепляющая функция эмоций наиболее успешно была исследована на экспериментальной модели «эмоционального резонанса», предложенной П.В. Симоновым. Было обнаружено, что эмоциональные реакции одних животных могут возникать под влиянием отрицательных эмоциональных состояний других особей, подвергнутых воздействию электрокожного раздражения. Эта модель воспроизводит типичную для социальных взаимоотношений ситуацию возникновения отрицательных эмоциональных состояний в сообществе и позволяет изучать функции эмоций в наиболее чистом виде без непосредственного действия болевых раздражителей. Так возникает известный «эффект толпы», когда масса людей заражается и передает эмоциональную реакцию по цепочке. Например, митинг или болельщики на стадионе. В естественных условиях деятельность человека и поведение животных определяются многими потребностями разного уровня (пирамида потребностей Маслоу). Их взаимодействие выражается в конкуренции мотивов, которые проявляют себя в эмоциональных переживаниях. Оценки через эмоциональные переживания обладают побуждающей силой и могут определять выбор поведения. 

Переключательная функция эмоций

Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, в экстремальных условиях может возникнуть борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме, она переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок, от характера и умения управлять своими эмоциональными состояниями. 

Коммуникативная функция эмоций

Коммуникативная функция эмоций – это мимические и пантомимические движения, позволяющие человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации голоса являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций. Ученые установили, что за определенные эмоции отвечают определенные участки коры головного мозга, а также подкорковых систем. Например, раздражение различных зон гипоталамуса кошек вызывало разные типы агрессивного поведения животного: «аффективную агрессию» и «хладнокровное» нападение. Так был сделан вывод, что центры или группа центров, ответственных за выражение эмоций, находятся в гипоталамусе. В то же время ученые установили, что определенные группы нейронов отвечают за мимическое проявление эмоций, позволяющее читать смысл этих выразительных движений на лице. В ходе экспериментов было установлено, что легче всего распознается ужас (57% испытуемых), затем – отвращение (48%), удивление (34%). По ряду данных, наибольшую информацию об эмоции несет выражение рта. Идентификация эмоций возрастает вследствие научения. Однако некоторые эмоции начинают хорошо распознаваться уже в самом раннем возрасте. 50% детей в возрасте до 3 лет распознавали смех на фотографиях актеров, а в возрасте 5-6 лет – эмоцию боли. 

Мобилизирующая функция эмоций

Мобилизирующая функция эмоций проявляется в том, что вслед за сильной эмоциональной реакцией происходит активизация всех сил организма. Любая эмоция включает в себя, кроме психологического, и биологический компонент, который способствует своевременной и полноценной мобилизации организма в экстремальных условиях. Так организм человека выбирает оптимальный вариант прохождения стресса. Переживания и напряжения человека могут регулироваться с помощью управления эмоциональными состояниями. Так мы определили роль эмоций в психической жизни человека. 

Психологический тест «Оценка психического состояния (3С)»

Предлагаемый опросник включает 30 вопросов, раскрывающих три аспекта (3С) психического состояния: Самочувствие (психический комфорт), Самооценка и Социальная адаптированность. Для создания общей картины психологического комфорта человека используются вопросы установочного содержания и эмоциональная оценка степени удовлетворения запросов и потребностей. Психологический комфорт человека формируется внутренней и внешней сферами его жизнедеятельности, отражающимися соответственно в самооценке как вере в себя и социальной адаптированности. Раскрыть эти аспекты помогут представленные ниже вопросы оценочного характера.

Оценка психологического состояния производится по шкале баллов (выбранный вариант ответа обвести кружком):

1 – балл – самый низкий показатель;
2 – балла – признак проявляется слабо; 
3 – балла – признак проявляется умеренно; 
4 – балла – высокий показатель, но возможно выше;
5 – баллов – самый высокий показатель.
 
АСПЕКТЫ и ВОПРОСЫ
САМОЧУВСТВИЕ (психологический комфорт)
баллы
1

Является ли Ваша личная философия жизнеутверждающей?

1 2 3 4 5
2

Какова Ваша степень удовлетворенности жизнью, достигнутыми целями?

1 2 3 4 5
3

Часто ли Вы чувствуете любовь в своем сердце?

1 2 3 4 5
4

Легко ли Вы открываетесь по отношению к жизни, людям (в отличие от внутренней отгороженности)?

1 2 3 4 5
5

Какова Ваша степень удовлетворенности социальным положением в обществе?

1 2 3 4 5
6

Какова Ваша степень удовлетворенности работой?

1 2 3 4 5
7

Какова Ваша степень удовлетворенности любовью (в том числе сексом)?

1 2 3 4 5
8

Какова Ваша степень удовлетворенности материальным положением?

1 2 3 4 5
9

Какова Ваша степень удовлетворенности отдыхом и развлечениями?

1 2 3 4 5
10

Какова Ваша степень удовлетворенности общением с людьми, прежде всего в семье?

1 2 3 4 5
11

Удовлетворение духовных потребностей?

1 2 3 4 5
12

Стабильно ли Ваше душевное равновесие?

1 2 3 4 5
13

Насколько Вы избавлены от страхов, тревожности?

1 2 3 4 5
14

Удовлетворены ли Вы своим физическим самочувствием?

1 2 3 4 5
15

Постоянно ли у Вас хорошее настроение?

1 2 3 4 5
САМООЦЕНКА
16

Верите ли Вы в себя как неповторимое творческое существо, имеющее свое предназначение, свои цели в этой жизни?

1 2 3 4 5
17

Верите ли Вы в свой успех в жизни?

1 2 3 4 5
18

Какова, по Вашему мнению, степень положительной оценки Вас на службе?

1 2 3 4 5
19

Какова, по Вашему мнению, степень положительной оценки Вас в семье?

1 2 3 4 5
20
Верите ли Вы в любовь к себе?
1 2 3 4 5
21

Ваша субъективная оценка Ваших личностных достоинств.

1 2 3 4 5
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ
22

Верите ли Вы в справедливость жизни?

1 2 3 4 5
23

Упорны ли Вы в достижении цели?

1 2 3 4 5
24

Считаете ли Вы себя реализованным профессионально?

1 2 3 4 5
25

Считаетесь ли Вы человеком комфортным, выдержанным, умеющим обходить и улаживать конфликты?

1 2 3 4 5
26

Стремитесь ли Вы понять других людей?

1 2 3 4 5
27

Быстро ли Вы освобождаетесь от отрицательных эмоций (обида, гнев и др.)?

1 2 3 4 5
28

Помогаете ли Вы окружающим людям психологически, физически?

1 2 3 4 5
29

Как Вы оцениваете свою устойчивость к стрессам?

1 2 3 4 5
30

Ваша субъективная оценка уровня Вашей работоспособности на службе?

1 2 3 4 5
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

30 баллов соответствуют самой низкой оценке психического состояния;

60-90 баллов – удовлетворительная оценка;

30-60 баллов – низкая оценка психического состояния;

90-120 и 120-150 баллов – соответственно хорошее и отличное психическое состояние.

По данному тесту видно, что основой психического состояния человека является его самочувствие, самооценка и социальная адаптивность. Все это психические состояния, которые напрямую зависят от эмоциональной сферы человека. 
радуга

Из книги Татьяны Дугельной “РАДУГА ОТКРЫТОГО СЕРДЦА. Духовные практики управления эмоциями”

Понравилась статья? Поделитесь ею, пожалуйста, с другими или напишите свой отзыв ниже.

Добавить комментарий

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии