Тестирование «Симптомы стресса»

Стресс – это состояние психофизиологического напряжения, возникающее у человека под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных сил организма и психики. Стресс – это состояние психофизиологического напряжения, возникающее у человека под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных сил организма и психики. Автор теории стресса канадский физиолог Г. Селье считает стресс неотъемлемым атрибутом жизнедеятельности человека. Он утверждает, что человек не может полноценно функционировать, если на его органы чувств не действует достаточное число соответствующих раздражителей, создавая напряжение.

СОДЕРЖАНИЕ

Симптомы стресса

Физиологические симптомы:

1)    боли в разных частях тела (спина, желудок) неопределенного характера; особенно головные боли;
2)    повышение или понижение артериального давления;
3)    нарушения процессов пищеварения;
4)    напряжение в мышцах;
5)    дрожь или судороги в конечностях;
6)    появление высыпаний аллергического характера;
7)    увеличение или потеря веса;
8)    повышенная потливость;
9)    нарушения сна и/или аппетита;
10)нарушение сексуальной активности.
 
Эмоциональные симптомы:
 
1)    раздражительность, приступы гнева;
2)    равнодушие;
3)    ощущение постоянной тоски, депрессия;
4)    беспокойство, повышенная тревожность;
5)    чувство одиночества;
6)    чувство вины;
7)    недовольство собой или своей работой.
 
Поведенческие симптомы:
 
1)    увеличение числа ошибок при выполнении привычной работы;
2)    потеря внимания к своему внешнему виду;
3)    нарушения сна и/или аппетита;
4)    резкое увеличение количества выкуриваемых сигарет; более интенсивное употребление алкоголя;
5)    увеличение числа конфликтных ситуаций на работе или в семье;
6)    трудоголизм, полное погружение в рабочие проблемы в ущерб отдыху и семейным обязательствам;
7)    либо, наоборот, суетливость; ощущение хронической нехватки времени.
 
Интеллектуальные симптомы:
 
1)    проблемы при попытках сосредоточиться;
2)    ухудшение памяти;
3)    постоянное и чаще всего бесплодное возвращение к одной и той же мысли, одной и той же проблеме;
4)    трудности в принятии решений;
5)    преобладание негативных мыслей.
Наиболее «говорящими» являются симптомы физиологического и эмоционального плана. Психолог Ю. Щербатых предлагает использовать данный перечень для определения уровня стресса, переживаемого человеком. Оценив наличие симптома из интеллектуальных или поведенческих признаков в 1 балл, эмоционального – в 1,5 балла, физиологического – в 2 балла, каждый желающий может определить свое стрессовое состояние. 

Сумма баллов

Теперь подсчитайте сумму баллов и определите свой уровень стресса.

От 0 до 5 баллов: отсутствие стресса;
от 6 до 12 баллов: умеренный стресс;

от 13 до 24 баллов: достаточно выраженное напряжение эмоциональных и физиологических систем организма, вызванное сильным стресс-фактором;

от 25 до 40 баллов: сильный стресс, выйти из которого без помощи психолога или психотерапевта очень сложно;

свыше 40 баллов: истощение запасов адаптационной энергии человека, влекущее за собой необратимые или трудно обратимые последствия для здоровья.

Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс, можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас (подростковый возраст, климактерий). Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.

Стресс возникает главным образом из-за восприятия человеком угрозы. У него возникает базовая эмоция, отвечающая за угрозу – это тревога. Она проявляется как ощущение неопределенности, необоснованное беспокойство и вызывает физиологические реакции на стресс в теле. Тревога – наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Она может играть охранительную и мотивационную роль. Но если тревога не адекватна ситуации, то она препятствует адаптации. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.

Первоначально Г. Селье уделял основное внимание биологическим и физиологическим аспектам проблемы стресса. Традиционным стало понимание стресса как физиологической реакции эндокринных желез, контролируемых гипофизом, на действие различных отрицательных факторов. 

Теория Г. Селье о стрессе

Теория Г. Селье о стрессе, выделяет 3 стадии стресса:

1.   Тревога – мобилизация сил организма для борьбы со стрессом.
2.   Резистентность – выработка противодействия травмирующему влиянию.
3.   Истощение – выход из состояния стресса.
 
Первая стадия – стадия тревоги (в течение 48 часов после начала воздействия), во время которой сопротивление организма понижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы, происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма. На этой стадии человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Физически он чувствует себя очень хорошо, пребывает в приподнятом настроении. Однако именно на этой фазе часто возникают так называемые психосоматические заболевания. При большой силе воздействия реакция тревоги может закончиться гибелью организма. Но если организм перенес эту стадию стресса, то наступает вторая стадия.
 
Вторая стадия – стадия резистентности, или сопротивления (начинается спустя 48 часов после повреждающего действия), когда с помощью напряженного функционирования систем организм приспосабливается к новым условиям. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных возможностей. Человек развивает оптимальную энергию, приспособляясь к изменяющимся обстоятельствам. Он «вработался» и готов к более или менее длительному усилию по преодолению трудностей. Если повреждающее действие было не столь сильным, отмечает Г. Селье, то возрастает сопротивляемость организма и в более поздний период второй стадии вид и функции органов практически возвращаются к норме. Но если действие повреждающего агента продолжается дальше, то после этой стадии организм теряет свою резистентность, что приводит к третьей стадии.
 
Третья стадия – стадия истощения, на которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненно важных функций. На стадии истощения энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты сломлены. Человек не имеет больше возможности защищаться. В отличие от первой стадии, когда стрессовое состояние организма ведет к раскрытию адаптационных резервов и ресурсов, состояние на третьей стадии больше похоже на «призыв о помощи», которая может прийти только извне – либо в виде поддержки, либо в виде устранения стрессора. При отсутствии «помощи» происходит гибель организма.
 
Именно так развивается, по мнению Г. Селье, «эмоциональный стресс». Этот термин включает и первичные эмоциональные психические реакции, возникающие при критических психологических воздействиях, и эмоционально-психические синдромы, порожденные телесными повреждениями, и аффективные реакции при стрессе, и физиологические механизмы, лежащие в их основе. Когда эмоциональное напряжение возрастает, а механизмы адаптации (приспособления) не успевают переработать стресс, человек попадает в петлю стресса

Это значит, что длительное воздействие стрессора было подавлено механизмами защиты, а именно произошло вытеснение в подсознание негативного воздействия или человек попытался забыть о боли (конфликте, трудностях, неприятностях и т.д.). Иногда человек отрицает, что уже длительное время находится в состоянии стресса. Например, трудоголик объясняет свое пристрастие к работе своей незаменимостью и тем, что ему нравится то, чем он занимается. В подсознании накапливается стрессовая энергия, а петля стресса начинает затягиваться. В какой-то момент при очень низком раздражителе происходит сильная разрядка, выход подавленной энергии напряжения в виде нервного срыва, острого приступа (инсульт, инфаркт и т.д.). Финал может оказаться плачевным, поэтому необходимо уметь оценивать свое стрессовое состояние и вовремя расслабляться и отдыхать.

Г. Селье выдвинул гипотезу о том, что старение – итог всех стрессов, которым подвергался организм в течение своей жизни. Оно соответствует фазе истощения общего адаптационного синдрома, который в некотором смысле представляет собой ускоренную версию нормального старения. Любой стресс, особенно вызванный бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические изменения; их накопление обусловливает признаки старения в тканях. Успешная деятельность, какой бы она ни была, оставляет меньше последствий старения, следовательно, по Селье, можно долго и счастливо жить, если выбрать подходящую для себя работу и удачно с ней справляться. 

Четыре основных метода борьбы со стрессом

Можно выделить четыре основных метода борьбы со стрессом: релаксация, противострессовый распорядок дня, оказание первой помощи при остром стрессе и аутоанализ личного стресса. Применять эти методы при необходимости может каждый.

Одним из эффективных средств защиты от стресса является релаксация. Согласно теории Г. Селье, автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз: импульс, стресс, адаптация. Следовательно, если человек хочет направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечать релаксацией. С помощью этого вида активной защиты человек может помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме.

Дыхание может стать затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. Человек может, сознательно управляя дыханием, использовать его для успокоения, для снятия напряжения – как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания наряду с релаксацией и концентрацией может стать действенным средством борьбы со стрессом,.

Обнаружить и объяснить реакции своего организма на стрессовые ситуации помогает метод аутоанализа личного стресса посредством ведения «Дневника стрессов». Этот метод требует фиксации в дневнике в течение нескольких недель того, когда и при каких обстоятельствах были обнаружены признаки стресса. Анализ записей в дневнике помогает просто и быстро определять, какие события или жизненные ситуации способствуют возникновению стресса. Именно регулярно повторяющиеся ситуации, описанные в дневнике, могут быть причиной возникновения стресса. В таком случае нужно применить практики пересмотра отношения к ситуации, что станет отличной профилактикой стресса. 

Скорая антистрессовая помощь для Вас и Ваших близких

Понравилась статья? Поделитесь ею, пожалуйста, с другими или напишите свой отзыв ниже.

Добавить комментарий

Підписатися
Сповістити про
guest
0 коментарів
Старіші
Новіші Найпопулярніші
Вбудовані Відгуки
Переглянути всі коментарі