Эмоции и восприятие

Для того чтобы проиллюстрировать взаимосвязь восприятия человека с его эмоциональной сферой, приведу очень интересный пример. Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. И это естественно для данного творения. Великий художник очень долго не мог найти натурщиков, с которых можно было написать эти фигуры. Казалось, не существует человека, который смог бы стать прообразом чистоты Иисуса. Наконец Мастеру удалось найти модель для образа Христа среди юных певчих в одной церкви. Подобрать натурщика для Иуды Леонардо не удавалось в течение следующих трех лет. Но он не терял надежды закончить полотно. Однажды он наткнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве. Это был молодой мужчина, которого состарило беспробудное пьянство. Леонардо пригласил его в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду. Это был идеальный натурщик для данного персонажа, по мнению Леонардо да Винчи. Когда пьяница пришел в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему. Это было несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа.
Тайная вечеря, 1495–1498

Эта история показывает, как на восприятие великого Леонардо повлиял внешний вид одного и того же человека. А как известно, что снаружи, то и внутри. Видимо, молодой человек излучал определенное настроение. Леонардо был очень чувствительной личностью, что очень характерно для гениев. Он оказался, как свойственно людям, под воздействием своих органов чувств. Его глаза, уши, обоняние, ощущения сработали на одного и того же человека по-разному. Так и в жизни каждого человека – в зависимости от настроения наше восприятие изменяется. И тогда один и тот же человек может становиться для нас и героем, и предателем. 

Можно ли сказать, что эмоции – это хорошо или плохо, если они так влияют на наше восприятие жизни. Нет. Это было бы слишком просто. «Эмоции существуют для того, чтобы химически усиливать впечатления, превращая их в долгосрочные воспоминания», – говорит ученый Джо Диспенза. Нервные клетки в мозгу человека устанавливают связи между собой, образуя целые сети, которые управляют образами. Каждая нейросеть – это мысль, воспоминание, навык, блок информации, из которых состоит психическая деятельность человека. Например, нейросеть, хранящая понятие «яблоко», – это не один простенький комплекс нейронов. Это крупная сеть, соединенная с другими сетями, которые сохраняют такие понятия, как «красный», «фрукт», «круглый», «вкусный». Эта нейросеть также соединена со многими другими сетями, поэтому, когда вы видите яблоко, зрительная область коры головного мозга (которая тоже подключена сюда) обращается к этой сети, чтобы дать вам образ яблока.

У каждого человека есть собственная коллекция переживаний и навыков, представленная в нейросетях его мозга, которая напрямую связана с восприятием информации. Доктор Джо Диспенза говорит, что на наше восприятие влияет то, в какой семье мы росли, сколько у нас было братьев и сестер, где мы учились, какую религию исповедовали наши близкие, к какой культуре они принадлежали. Эти факторы формируют на уровне нейронов ткань нашего восприятия и мироощущения, и в ответ на стимулы из окружающего мира «включаются» те или иные зоны нейросетей, вызывая определенные химические процессы в мозгу. Эти химические процессы, в свою очередь, влекут за собой соответствующие эмоциональные реакции, окрашивают восприятие, обусловливают отношение к людям и событиям нашей жизни. 

Еще один вывод из исследований Джо Диспензы касается наших эмоций. Устойчивые нейронные сети формируют неосознанные паттерны эмоционального поведения, т.е. склонность к тем или иным формам эмоционального реагирования. В свою очередь, это ведет к повторяющемуся опыту в жизни. Мы наступаем на одни и те же грабли только потому, что не осознаем причины их появления! А причина проста – каждая эмоция «ощущается» вследствие выброса в тело определенного набора химических веществ, и наш организм просто становится в некотором роде «зависим» от этих химических сочетаний. Осознав эту зависимость именно как физиологическую зависимость от химических веществ, мы можем от нее избавиться. Необходим только сознательный подход.

Психическим процессом, запускающим творческое вдохновение, является способность человека по-особому воспринимать мир. Восприятие – это процесс приема и переработки информации, поступающей через органы чувств. Долгое время считалось, что окружающий мир мы познаем только с помощью органов чувств: глазами видим, ушами слышим, языком воспринимаем вкус, носом чувствуем запахи, кожей ощущаем шероховатость, давление, температуру. На самом деле органы чувств являются лишь начальным звеном восприятия.

Оптика нашего глаза фокусирует изображение на зрительные рецепторы сетчатки. Ухо превращает звуковые колебания в механические колебания жидкости внутреннего уха, которые усиливаются слуховыми рецепторами. В любом случае анализ внешних событий и внутренних ощущений начинается с раздражения рецепторов – чувствительных нервных окончаний или более сложных образований, реагирующих на физические или химические показатели окружающей их среды, и кончается в нейронах головного мозга.

Анализаторами называют системы, состоящие из рецепторов, проводящих путей и центров в коре большого мозга. Каждый анализатор обладает своей модальностью, т.е. способом получения своей информации: зрительной, слуховой, вкусовой и т.д. Возбуждения, возникающие в рецепторах органов зрения, слуха, прикосновения, имеют одну и ту же природу – электрохимические сигналы в форме потока нервных импульсов. Каждый из нервных импульсов поступает в соответствующую ему зону коры большого мозга. Здесь, в первичных чувствительных зонах, происходит анализ ощущений, во вторичных зонах – формирование образов, полученных от органов чувств одной модальности (только от зрения, или только от слуха или осязания). Наконец, в третичных зонах коры воспроизводятся образы или ситуации, полученные от органов чувств разных модальностей, например зрительные образы или звуковые, образы обоняния.

В результате взаимодействия организма с внешней средой при участии органов чувств реальность внешнего мира отражается в сознании человека. Человек формирует свое отношение к внешним воздействиям, отвечает на них конкретными для каждой ситуации действиями. 

Из книги Татьяны Дугельной “РАДУГА ОТКРЫТОГО СЕРДЦА. Духовные практики управления эмоциями”

Эмоции и чувства сопровождают наше поведение и позволяют выражать намерения таким образом, чтобы было понятно другим, что мы в этот момент переживаем внутри и в чем нуждаемся. Органы чувств очень чутко реагируют на изменение эмоций и мыслей. Поэтому мы называем цвета теплыми или холодными, звуки приятными и нежными. Именно так мы выражаем и то, что чувствуем и переживаем. Во всяком ощущении есть свой эмоциональный тон, а это значит, что даже простейшие переживания каждого цвета, каждого звука, каждого запаха имеют непременно ту или иную чувственную окраску. Давайте проведем эксперимент с вашим восприятием. 

Понравилась статья? Поделитесь ею, пожалуйста, с другими или напишите свой отзыв ниже.

Добавить комментарий

Підписатися
Сповістити про
guest
0 коментарів
Старіші
Новіші Найпопулярніші
Вбудовані Відгуки
Переглянути всі коментарі