Практика “Активное слушание”

Активное слушание – способ ведения беседы в личных или деловых отношениях, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает в первую очередь чувства говорящего.
 
Активно слушать собеседника – означает:
  • Дать понять собеседнику, что вы услышали из того, что он вам рассказал.
  • Сообщать партнеру о его чувствах и переживаниях, связанных с рассказом.
 
Результаты активного слушания:
  • Собеседник начинает относиться к вам с большим доверием.
  • Партнер по общению рассказывает вам гораздо больше, чем стал бы рассказывать в обычной ситуации.
  • Вы получаете возможность понять собеседника и его чувства.
  • Если партнер по общению чем-то взволнован или рассержен, то активное слушание помогает безболезненно «выпустить пар».
Правила активного слушания:

1. Доброжелательный настрой. Спокойно реагировать на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.
2. Не начинать слушать, если нет времени. Это понятно: представьте себе, что, начав беседу и установив доверительный контакт, вы вдруг говорите: «Ах, извини, я очень спешу!». Ваш собеседник может почувствовать разочарование и даже обиду и будет прав.
3. Воспроизводить ключевые слова говорящего, его образные выражения. Не расспрашивать. Строить предложения в утвердительной форме.
4. Делать паузу. Очень важно после вашего ответа держать паузу. Она нужна для того, чтобы дать собеседнику пространство и время подумать и, может быть, сказать больше. Она же дает вам возможность сосредоточиться на собеседнике, отстраняясь от собственных мыслей, оценок и чувств.
5. Зрительный контакт. Чтобы поддерживать контакт, полезно также подстраиваться под собеседника невербально, т.е. повторять его позу, мимику, жест, интонации, громкость и темп голоса, движение глаз и головы. Важно, чтобы ваши глаза находились на уровне его глаз.
6. Не расспрашивать. Прямые вопросы и расспросы нежелательны. Ведь задавая вопросы, вы удовлетворяете собственное любопытство, и собеседник это почувствует.
7. Не давать советов. Советы – это первое, что обычно приходит в голову, когда возникает желание помочь.
8. Быть внимательным к собеседнику. Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое.

И очень важно помнить во время активного слушания, что советы не работают. Больше того, человек, оказавшийся в беде, часто сам просит: «Скажи, что мне делать?». Жизнь показывает, что на самом деле советы не работают потому, что они, как касторка: их легче давать, чем принимать. На это есть несколько причин. Во-первых, когда вы даете совет, то, как бы ставите себя выше другого. Это его (сознательно или бессознательно) обижает, и он стремится развенчать ваши «умные» рекомендации. Во-вторых, вы исходите из своего понимания ситуации, а для него проблема может выглядеть совсем по-другому (вот почему совет, который начинается со слов: «Я бы на твоем месте…», часто встречает возражение: «А я не ты, и я так не могу!»). Наконец, в-третьих, обычно то, что вы советуете, человеку уже и так приходило в голову – ведь он с этой проблемой прожил дольше вас. Вот почему разговор, который сопровождается советами, часто проходит по такому образцу: вы говорите – «Почему бы тебе не …?», на что получаете ответ «Да, но …». 

Из книги Татьяны Дугельной “РАДУГА ОТКРЫТОГО СЕРДЦА. Духовные практики управления эмоциями”

С Любовью, Татьяна Дугельная

Понравилась статья? Поделитесь ею, пожалуйста, с другими или напишите свой отзыв ниже.

Добавить комментарий

Підписатися
Сповістити про
guest
0 коментарів
Старіші
Новіші Найпопулярніші
Вбудовані Відгуки
Переглянути всі коментарі